Без качественных текстов не может существовать ни один бизнес. Надо ли вам написать текст для карточки товара на маркетплейсе или создать прототип сайта, нужен копирайтер.
Копирайтер – человек, умеющий продавать текстом.
Но где найти копирайтера, который готов профессионально и добросовестно генерировать постоянный трафик на ваши интернет-ресурсы и конвертировать читателя в клиента?
Рассказываю, как это делаю я и какие критерии считаю в этом деле главными.
1. Мое первое личное правило – не пользоваться услугами таких площадок как биржа копирайтеров или фрилансерские сайты.
Аргумент простой: качество работы найденных там исполнителей в большинстве случаев удручает. Гонорары на биржах чаще всего копеечные, поэтому все, кто стремится к профессиональному росту, там не засиживаются.
Порочная практика с заниженными расценками сложилась во многом благодаря перекупам. Они берут заказ, но написание текстов делегируют другому исполнителю. Разумеется, за гораздо меньшую сумму, оставив бОльшую часть денег себе. А какая оплата, такое и качество. В итоге заказчик за условно потраченные 2000 рублей получает текст качеством не более чем на 300. Кому это выгоднее всего, догадаться нетрудно.
Мне довелось не один раз столкнуться с историей, когда опыт копирайтера с биржи не соответствует примерам текстов, заявленных в его портфолио. Обычно уже в процессе сотрудничества выяснилось, что максимум человека сводится к формуле «Мы молодая динамично развивающаяся компания…». Либо он вообще не думает сам, а использует исключительно нейросеть, и текст для карточки товара на OZON или описание раздела на сайт в итоге больше напоминает бред умалишенного. Именно поэтому я давно решила не тратить время, а использовать для поиска более надежные каналы.
2. Когда цель – найти копирайтера с гарантией достойного результата, лучше искать его в «естественной» профессиональной среде.
Многие авторы ведут свои блоги, состоят в профильных сообществах в социальных сетях и там же публикуют предложения о своих услугах на тематических досках объявлений. Отсюда и пляшем.
Первым делом смотрю, как написаны объявления, кто и как активно отвечает, что пишут в комментариях. Здесь сразу можно оценить, насколько грамотно и уверенно человек владеет словом, ведь работа копирайтером накладывает отпечаток: народ обычно словоохотливый, комментарии часто пишет развернутые.
Также по комментариям можно понять, насколько человек «в теме»: разбирается ли он в маркетинге, с какими направлениями уже работал.
3. Следующий этап – просмотр профилей кандидатов в соцсетях. Здесь тоже убиваем сразу несколько зайцев.
Во-первых, 90% копирайтеров делают личные страницы (или сообщества/группы) примером своих возможностей:
- пишут экспертные посты,
- выкладывают кейсы и тексты, написанные для заказчиков,
- делают разборы неудачного контента,
- делятся достижениями.
По сути это – маленькое профессиональное досье, которое собирает сам копирайтер: отзывы, опыт в разных нишах и форматах, данные про обучение, общий стиль письма – всё доступно в одном месте. Именно так я нашла для своих проектов копирайтера https://vk.com/kontent_podelu .
Во-вторых, соцсети дают объективное представление об умении человека коммуницировать.
Как руководитель проектной команды я заинтересована в слаженной работе и адекватном общении с каждым из специалистов. Поэтому обязательно смотрю, как и что копирайтеры пишут своим читателям в комментариях: насколько умело они ведут диалог, как отвечают на провокации, умеют ли привести грамотный аргумент и сгладить острые углы в дискуссии.
Если всё устраивает, перехожу к личному контакту.
4. Большое значение имеет первая реакция на предложение о сотрудничестве.
Для меня важно не просто найти копирайтера с определенным опытом и навыками. Я также категорически выступаю за то, чтобы общение шло на равных – без высокомерия и диалога из позиции «мне все должны».
Начинаю всегда с простого вопроса: «Вы готовы в зять в работу …?» Если в ответ человек просто присылает мне прайс и список тем, с которыми работает, не вижу смысла продолжать переписку. Если ответы односложные и приходится вытаскивать информацию буквально клещами – то же самое.
А вот когда мне в ответ задают вопросы – какова цель текста, будет это текст для блога, сайта или соцсетей, какие сроки отводятся на выполнение заказа – я понимаю, что обратилась по адресу. Собеседник заинтересован или по крайней мере соизмеряет свои возможности с предстоящей задачей, а значит, уже относится к ней обдуманно. В этом просматривается и уважение ко мне как заказчику, и требовательность к себе как исполнителю.
Хороший сигнал, если копирайтер готов взять в работу новую тему. Да, ему надо будет помочь в каких-то нюансах. Но это говорит о том, что человек думает, ему не лень учиться новому, искать нужную информацию, разбираться в деталях.
Нередко компании и маркетологи намеренно берут таких кандидатов в проект, обучают их под себя и потом долгое время продуктивно сотрудничают.
5. Копирайтер, который ждет от вас ТЗ, внушает больше доверия. Это говорит о его умении эффективно выстраивать работу с клиентами.
Обеспечить достойный результат, имея лишь расплывчатую формулировку задачи в общих чертах, можно, когда ты давно в проекте и знаком со всеми нюансами товара или услуги. И то не всегда. Если заказчик обращается впервые, необходимо максимальное погружение в его бизнес. Тем более что чаще всего работает копирайтер удаленно, поэтому чем больше у него на старте информации, тем точнее попадание в ожидания клиента.
Только владелец (или маркетолог) бренда знает, как надо расставить акценты в тексте. Особенно если это – отраслевая статья.
6. Прежде чем дать задание новому исполнителю, всегда мониторю цены.
Важно понимать, какой бюджет нужен на специалиста того или иного уровня, и насколько адекватны расценки, предлагаемые копирайтером.
Учитываем, что диджитал-агентства расценки обычно завышают, закладывая в них свой рейтинг и популярность. Хороший копирайтер, работающий на себя, выполняет задачи ничуть не хуже, а иногда даже лучше, но по более справедливой цене.
Если же мне озвучивают очень низкую стоимость, не стесняюсь спрашивать, с чем это связано. Возможно, человек берется за такой формат текста впервые и рассчитывает на мою экспертную поддержку или подробный отзыв.
Если копирайтер новичок, обязательно даю тестовое задание, о чем всегда предупреждаю. Как и о том, что задание будет оплачено. В зависимости от проекта задачи могут быть абсолютно разными: создать текст для карточки товара на маркетплейсы, написать статью на сайт (в блог) или для канала Дзен, пост для соцсетей и т.д.
7. Вычитывая первый текст от кандидата, не стесняюсь вносить правки.
Иногда это могут быть даже незначительные и в целом не принципиальные изменения. Моя главная цель – посмотреть, как человек работает с пожеланиями заказчика: как реагирует на критику и отрабатывает замечания.
Я беру на себя управление проектной командой, поэтому мне важно собрать коллектив, где люди умеют слышать друг друга и конструктивно обсуждать разногласия.
8. Не определяющий, но важный момент – работа копирайтера в рамках закона, то есть официально оформленная самозанятость или ИП.
Это говорит о том, что человек думает о своей репутации и заботится об уровне дохода. К таким людям у меня больше доверия, и я могу без проблем привлекать их к проектам в крупных компаниях, где оплата услуг проходит в белую – с обязательным заключением договора, актами сдачи-приемки, выпиской счетов и чеков.
Таковы ключевые моменты, которые помогают мне найти копирайтера для своих проектов. Надеюсь, эта информация будет полезна и вам. Особенно, если вы планируете заняться поисками такого специалиста впервые.
Ваша Анастасия Гнитько,
путеводная нить в мир рекламы и растущих продаж